Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Публикация. Театр дома

Н.В. Корчаловская, кандидат педагогических наук,

доцент кафедры дошкольного образования

ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

Е.Е. Илясова, заведующий;

И.И. Вертий, музыкальный руководитель

МБДОУ№ 52 с. Кулешовка, Азовский район

 

Театр дома

Арт-педагогические основы русского фольклора как технология поддержки семейного воспитания и педагогической культуры родителей детей раннего возраста в современном ДОО.

Онлайн арт-школа для родителей.

/Из опыта работы/

 

Одной из важнейших задач, стоящих перед обществом, является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности. В этом контексте актуализируются вопросы укрепления института семьи, семейных ценностей и традиций, как основ российского общества и государства. В связи с этим, возрастает роль семейного воспитания - системы воспитания и образования, складывающейся в условиях конкретной семьи, силами родителей и родственников.

Семейное воспитание представляет собой включение ребёнка во все жизненно важные виды деятельности – интеллектуально-познавательную, социально-общественную, ценностно-ориентированную, трудовую, игровую, художественно-творческую.

В свете этого, перед педагогическим сообществом, стоит задача оказания помощи родителям в формировании компетенций в сфере семейного воспитания и повышения их педагогической культуры посредством психолого-педагогического образования.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается, что одним из наиболее значительных принципов дошкольного образования на современном этапе является продуктивное сотрудничество ДОО с семьей.

Педагогический коллектив нашего детского сада глубоко убежден, что от согласованных действий педагогов и родителей зависит качество жизни, воспитания, обучения и развития детей, и с большой ответственностью относится к работе с семьями воспитанников.

Мы хотим познакомить вас с новой технологией взаимодействия с родителями в условиях ограничительных мер- дистанционных занятий с родителями в формате арт-школы «Театр дома», направленной на повышение педагогической культуры и грамотности родителей наших воспитанников. В данной публикации вашему вниманию предлагаются первые четыре занятия для родителей детей раннего возраста, которые были проведены нами в период адаптации детей к детскому саду.

Вступительная лекция (продолжение)…Основными участниками реализации современных дошкольных образовательных программ, наряду с детьми дошкольного возраста и педагогами, являются родители. И это очень логично и правильно. Ведь у нас с вами общая задача-воспитание ребенка. Это значит, что мы вместе несем ответственность за психическое и физическое здоровье, эмоциональное благополучие, всестороннее морально-нравственное и познавательное развитие наших детей; развития их инициативы, творческих способностей, социально-коммуникативных навыков. И этот постулат актуален для всех возрастов дошкольного возраста, от рождения до школы. И особенно значим сейчас, когда ваши дети проходят очень непростой период в своей жизни - период адаптации к детскому саду. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагирует на все это проявлением негативных эмоций: плачем, чувством тревожности, ребенок испытывает стресс.

Огромную роль в преодолении отрицательных эмоций, сопровождающих период адаптации, играют музыка и музыкальные занятия. Музыка является одним из основных генераторов эмоционального развития личности. Она может нам помочь справиться со стрессом и депрессией, снять нервное напряжение, расслабиться.

Эмоции и чувства – это то, без чего наша жизнь не была бы такой интересной и наполненной впечатлениями. Печаль, радость страдание, удивление, стыд, интерес, страх, восторг… Мир эмоций огромен и разнообразен. Каждый человек испытывает эмоции, и это просто необходимо для психического здоровья.

Дети испытывают большой спектр чувств и, как правило, активно их проявляют: если горюют, то сильно плачут, если смеются, то очень весело и задорно. Но дело в том, что взрослые очень часто не знают, как поступить с проявлением детских чувств. Они пытаются быстро погасить, прервать их или отвлечь ребенка, что на самом деле вредит детской психике. Чувства проходят несколько этапов: возникают, формируются, достигают максимальной точки и утихают. Будучи прерванными, они уходят внутрь и остаются в ребенке. Например, страх или какая-либо другая отрицательная эмоция. Если пытаться эту отрицательную эмоцию прервать, то к ней у ребенка обязательно добавиться страх - я плохой и меня никто не любит. Как нам помочь ребенку? Психологи установили: эмоция проходит сама по себе, когда она пережита. Нужно не пренебрегать чувствами ребенка, а помогать творчески пережить эмоцию.

Именно на нас с вами, дорогие родители, лежит большая доля ответственности за развитие эмоциональной сферы ребенка и его эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект (EQ) - это способность человека управлять собственными эмоциями и умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми. Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки.

Исследователи установили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% - всем известного IQ – коэффициента интеллекта, измеряющего степень умственных способностей человека.

Очень важно приобщать детей к музыкальному и другим видам искусства, как можно раньше, начиная с самого раннего возраста. Поэтому мы начинаем заниматься творчеством с детьми с первых дней их пребывания в ДОО и делаем это средствами арт-методик, построенных на основе интеграции музыки, литературы, книжной графики, детского театра.

В основу работы по развитию личностных качеств детей раннего возраста средствами арт-педагогики нами отобраны произведения детского русского устного народного творчества, собирателем которых является известный отечественный литературовед Калугин Виктор Ильич, исследовавший русскую национальную культуру  от самых древних истоков народного творчества и убежденный сторонник мнения о величайшем общественно---историческом значении русского фольклора, влиянии его на воспитание морально-нравственных качеств и всестороннее личностное развитие достойных граждан Отечества.

Мы приглашаем вас, уважаемые родители, к сотрудничеству и сотворчеству в формате онлайн арт-школы, которую мы назвали «Театр дома». Почему именно театр? Потому что театр – это синтез, практически, всех видов искусства, открывающий просторы для всестороннего развития ребенка средствами арт-педагогики.

Основное назначение данного взаимодействия мы видим в оказании вам психолого-педагогической помощи, способствующей максимальному, в условиях семейной педагогики, личностному развитию вашего ребенка средствами художественно-речевой, музыкальной, театрализованной, изобразительной, а также другими видами детской продуктивной творческой деятельности.

Алгоритм обучения в онлайн-школе будет следующим: для каждого занятия нами отбирается материал, снимается на видео с необходимыми комментариями и рекомендациями для вас. Материал для каждого занятия содержит в себе значимую информацию психолого – педагогического содержания по отобранным нами произведениям устного народного творчества и творческих заданий, в которых конкретизированы стоящие перед вами задачи.

Если у вас возникнут вопросы или необходимость уточнить что-либо, можете спрашивать у нас любым удобным для вас способом: написать в группу (или по указанным телефонам), на электронную почту или в письменном виде передать через воспитателя. Мы обязательно ответим вам. Но нам, в свою очередь, для того, чтобы наше сотрудничество было эффективным, также необходима обратная связь с вами, дорогие родители. В связи с этим, убедительно просим вас снимать процесс работы по творческим заданиям и присылать эти видео-материалы нам. А также просим вас принимать участие в наших опросах. Надеемся на плодотворное сотрудничество. Благодарим за внимание.

Занятие 1. Сегодня мы будем говорить с вами о фольклоре, как о педагогической системе, в которой в течении многих веков отбирались народом самые естественные и необходимые формы развития речи, музыкальных способностей, логического и образного мышления, трудовых навыков, этических и нравственных идеалов. Фольклор - это художественная педагогика. Это весьма эффективная система воспитания детей с помощью литературы и искусства, слова, музыки и танца. В фольклоре первые годы жизни и даже первые месяцы, определяет едва ли не больше, чем вся последующая жизнь. Ни одна система воспитания, кроме фольклорной, не берет за основу тот самый критический период развития ребенка, в который, как утверждают специалисты, и происходит решающая закладка звуковой информации. Поэтому многое зависит от того, какой будет эта самая «звуковая информация». И, конечно же, фольклор в этом отношении незаменим. Детский фольклор – одна из самых древних и первичных форм культуры, «в которой сохранилось детство самого человечества» (Калугин В.И.)

Все начинается с поэзии пестования, колыбельных песен, пестушек и потешек. Древнерусское слово «Баять» (убаюкивать) означает не только говорить (уговаривать), но и заговаривать. Колыбельные песни – это заговоры, обереги, основанные на магической силе воздействия слова и музыки. На их способности – успокоить, уберечь, охранить.

Нами отобраны колыбельные в исполнении профессиональных певиц. Рекомендуем вам включать эти песни, когда укладываете своих детей спать. Их можно просто слушать, баюкая своего малыша, петь вместе с исполнителями или исполнять самостоятельно а саpрellа.

Первое творческое задание: пожалуйста, вовлеките своего ребенка в игру по принципу «Дочки - матери». Внимательно наблюдайте и, по возможности, снимайте на камеру, как (под любую из предложенных вам колыбельных) ваш ребенок убаюкивает свою любимую куклу или игрушку. Куклы и мягкие игрушки помогают детям расслабиться, снять напряжение, вызывают положительные эмоции.

В случае необходимости, очень ненавязчиво, деликатно поправляйте, подсказывайте своему малышу, как лучше сделать, чтобы его «малыш» заснул сладким сном.

Возвращайтесь к этой ролевой игре почаще, предлагая ребенку подпевать, или петь баюкая: «А-а-а-а…» Предлагайте ему заботливо и нежно поглаживать «малыша», поправлять его колыбельку, укрывать, как это делаете вы. Уверена, что ваши дети будут делать это с удовольствием и с большой любовью.

Занятие 2. В детском фольклоре заложена глубокая поэтичность и музыкальность, мелодичность и соответствующий содержанию рифмо-метр. А это - важнейшие качества, способствующие закладке у вашего ребенка звуковой информации, благодаря которой происходит быстрое развитие восприятия и понимания речи. Поэтому, дорогие родители, все, что вы читаете или пропеваете своему ребенку, должно исполняться выразительно, музыкально и в полном соответствии характеру произведения.

Второе творческое задание: Предлагаем вам для исполнения несколько других колыбельных песенок, в которых основой мелодии является метро-ритм, соответствующий рифме и характеру. А значит, темп колыбельной должен быть не быстрым, исполнение мягкое, спокойное и в конце каждой фразы должна быть остановка на длинном звуке. Мелодическая линия (звуковысотность) может быть любой, на ваше усмотрение (вплоть до мело-декламации – ритмичного проговаривания на одном и том же звуке).

А баю-баю-баю, Темна ноченька, не спится,

Не ложися на краю: Наша Машенька (Катенька…) боится,
Придет серенький волчок, Баю-бай, баю-бай,
Тебя схватит за бочок Спи, Машутка (Катюшка…), засыпай.
И утащит во лесок,

За ракитовый кусток. Баю-баю-баю-бай,
Там птички поют, Ты собачка, не лай,
Тебе спать не дадут. Ты, волчок, не гуди,
Ты Егорку (Аленку, Максимку…) не буди

 

Баю-баю-баюшок, Ночь пришла,
В огороде петушок, Темноту привела;
Петя громко поёт, Задремал петушок,
Ване (Сане, Мане…) спать не даёт. Запел сверчок.
А ты, Ванечка (Санечка, Манечка…), усни, Уж поздно, сынок,
Крепкий сон к себе мани. Ложись на бочок,
Тебе спать, не гулять, Баю-бай, засыпай…

Только глазки закрывать.

Ой ты, котенька-коток, Дам кусок пирога,
Котик — серенький хвосток, Да кувшин молока,
Приди, котик, ночевать, Ещё каши горшок,
Нашу деточку качать. Сладких пряников мешок,
Уж как я тебе, коту Ещё дам рыбы хвост —
За работу заплачу: Коту хватит на весь пост.

А следующая колыбельная как нельзя лучше подойдет для театрализованной игры, в которую вы сможете играть вместе со своим ребенком. Это несложное четверостишие предоставляет ребенку возможность для произнесения текста и одновременно с этим - создания образно-выразительных движений и мимики:

На широкую кровать
Положили мишку (куклу, киску, зайку…) спать.
Не дослушал(а) мишка (кукла, киска, зайка ...) сказку,
Закрывает мишка (кукла, киска, зайка…) глазки.

Занятие 3. Приговорки, дразнилки, прибаутки, считалки, пестушки, попевки, заклички отличаются удивительной поэтической изысканностью. Однако, поэтическая изысканность никогда не была самоцелью в фольклоре. Как и народное зодчество, и народное прикладное искусство, фольклор всегда имеет и практическое значение: понятия пользы и красоты в нем не расторжимы.

Третье творческое задание: Превращая произведения устного народного творчества в игры, мы получаем возможность в интересной для детей форме посредством артикуляционной и пальчиковой гимнастики, массажа и пр. способствовать развитию речи, координации движений, мимики, мелкой моторики.

Игра «Сорока-воровка»: Мама(папа), сложив губы трубочкой, делает вид, что дует в ладошку малыша, затем своим указательным пальцем имитирует помешивание:

Сорока-воровка кашу варила,

Деток скликала.

-Идите, детки, кашу есть.

Мама трясет мизинчик:

-Этому на ложке,

Мама «кормит» безымянный пальчик:

-Этому на поварешке,

По тому же принципу средний и указательный:

-Этому вершок,

Этому весь горшок!

Мама теребит последний, большой пальчик

А ты, пальчик-мальчик,

В огород не ходил,

Горошек не растил.

Тебе нет ничего!

Мама делает легкие тычки в детскую ручку:

Тут ключ (запястье),

Тут ключ (локоток),

Тут ключ… (предплечье).

Мама щекочет ребенка под мышкой:

А тут све-е-е-жая ключевая водичка!

Занятие 4. Детские игры - другая грань народного художественного воспитания. Это первая ступень детского театра, маленькие одноактные пьесы, в содержании которых заложен поэтический диалог.

Четвертое творческое задание: В песнях – закличках удивительно точно передаются с помощью звукоподражания голоса птиц. Читаем по ролям:

Удод: Дятел: Кукушка:

Мама: Не сей бобы! Летел дятел, Сидит кукушка

Иди по грибы! Сел на сук На суку, поет:

Ребенок: Худо тут! Туки-туки, Ку-ку,

Худо тут! Туки-тук! Ку-ку, ку-ку!

На примере прибаутки «Уточка-горожаночка», построенной на диалоге, предлагаем вам несколько вариантов ее театрализации:

вариант1: чтение по ролям;

вариант2: исполнение по ролям в формате настольного театра. Для этого понадобятся игрушки – уточка и конь, либо созданные в сотворчестве карточки с нарисованной уточкой и конем. Ребенок самостоятельно (или с помощью мамы) не только проговаривает свой текст, но и держит в руках игрушки или карточки и создает пластику движений своих героев.

Вариант3: в сотворчестве мама (папа) и ребенок те же персонажи лепят из пластилина. Затем создается театрализованная миниатюра по тому же принципу, что и в варианте 2.

Мама: Уточка-горожаночка Ребенок: Овец пасла.

Где ты ночь-то ночевала? Мама: А что выпасла ?

Ребенок:У города. Ребенок: Коня в седле,

Мама: А что ночью-то делала? В золотой узде.


 

Если вы снимите 3-й вариант на видео, то получите первый опыт пластилиновой мультипликации, которая, как мы убедились на практике, наряду с музыкальной и театрализованной деятельностью, также является (но уже в более старшем возрасте) одним из самых любимых видов детского творчества. Желаем вам успехов. Благодарим за внимание. До новых встреч.

Анализ полученных нами отзывов по взаимодействию в формате онлайн показал, что родителям нравится такая форма повышения их педагогической культуры и грамотности. Они с удовольствием выполняют творческие задания и особенно признательны за интересное содержание лекторского материала и за возможность знакомства с произведениями устного народного творчества.

«Фольклор – это наше богатство, «веков связующая нить», которую мы должны передать своим детям тофе в поколение, из уст в уста. Горели рукописи, в пепелища превращались целые библиотеки…А память народная сохранила, донесла до нашего времени это живое наследие веков, заложенное в творческом гении русского народа.» (Калугин В.И.)

Контакты

346779, Российская Федерация, Ростовская область, Азовский район, с. Кулешовка, ул. Пролетарская, 17-Б



matreshka52@yandex.ru


matreshka52.ru

Статистика

Все статьи398


Категории63


Фотоальбомы199


Изображения1673


Документы642


Видео130


Презентации18